Воскресенье, 22.12.2024, 22:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Иннокентий Анненский

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Наследие Анненского и Омск

Главная » Статьи » Мои статьи

Среди миров... и премий

Какие премии нужны современной русской литературе? И нужны ли вообще? Слова о том, что литературная премия – это в большинстве случаев просто подачка автору, притом вручаемая часто не столько за талант, сколько за выслугу лет или по предварительному сговору, произносились в последнее время настолько часто, что стали уже общим местом.

Но литературная премия – это не только «спорт» и не только средство обогащения. Это – еще и форма общения между поэтами. Это – форма состязания, заставляющая постоянно «повышать планку» творчества (вспомним пушкинское: «Зависть есть сестра соревнования, следственно, из хорошего роду»…). Премия – это постоянный экзамен как для участников, так и для жюри – экзамен на талант, честность и принципиальность. Премия – это еще и форма памяти о том человеке, в честь которого она названа.

 И премия имени Анненского задумывалась прежде всего как напоминание об Анненском, о поэте, не получившем до сих пор достойного внимания и народной любви. Недаром в Омске, городе, где родился поэт и где учреждена премия, почти не прилагается усилий к увековечению памяти земляка – в отличие, например, от имен Ф.М.Достоевского или М.А. Врубеля, имя И.Ф. Анненского практически не звучит в местной прессе, в городе нет памятников поэту (кроме несуразного камня на Аллее литераторов), и попытки автора этой статьи добиться у городских властей помощи в пропаганде имени и наследия поэта неизменно вызывали у последних недоумение – «это, мол, не самое значимое имя, не самый громкий наш поэт, к тому же он у нас и не жил почти…» Да, но М.Врубель тоже почти не жил в Омске, а Достоевский был у нас на каторге – но это не мешает называть их именами городские музеи и премии!...

Поэтому редколлегия журнала «Менестрель», в которой я имею честь состоять, на свой страх и риск, из своих средств учредила премию имени И.Ф.Анненского. Идею редколлегии поддержали «мэтры» российской литературы – в жюри в 2014 году согласились войти Алексей Алёхин, Мария Арбатова, Марина Кудимова, Нина Садур, Анна Гедымин, Владимир Берязев, Вита Шафронская – имена эти хорошо известны и в России, и за рубежом. На конкурс поступило более 1000 заявок – общественный резонанс был велик…

Наша премия есть своего рода призыв к единению поэтов – под именем Анненского, во имя Анненского. Призыв к жизни – во имя жертвы. Жертвы литературы – и жертвы литературе. Поэта, отказавшегося ради поэзии от биографии – и заплатившего за это жизнью. Поэта предельной искренности и чуткости, которые так нужны авторам нашего времени.

И судьба премии символична.

Известно, что Анненский родился в Омске спустя год после того, как из города уехал «омский каторжанин» Достоевский – один из любимых авторов будущего поэта, «учитель его совести». Даже отчество Анненского – Фёдорович – словно напоминает о какой-то его преемственности (духовной, конечно) от Достоевского.

Умер же Анненский в пятьдесят четыре года, умер мгновенно, от разрыва сердца, возможно, вызванного тем, что Маковский отказал ему в публикации, отдав предпочтение стихам Черубины де Габриак – поэта–призрака, создания великого мистификатора Максимилиана Волошина.  Поэт-призрак перешел дорогу поэту настоящему – и убил его, превратил, если можно так выразиться, живого – в призрак.

И премии нашей тоже чуть не перешел дорогу поэт-призрак. Многие члены жюри первоначально предполагали отдать главную премию некоей амурской казачке,  1941 года рождения,  якобы проживающей в доме престарелых и пишущей гениальные стихи. Но в конце концов выяснилось, что этой «бабушки» в природе не существует, а за ее именем скрывается некий талантливый поэт-мистификатор из Омска… И премия досталась Олегу Клишину – поэту настоящему, к тому же проживающему на родине Анненского, в Омске, и находящемуся в «возрасте Анненского» – пятидесяти четырех лет… Интересное совпадение вдохновений, времени и пространства.

Следует также сказать и о других победителях – прозаиках Ганне Шевченко и Алексее Леснянском. Так получилось, что на прозаический конкурс, тематика которого не была заранее установлена, поступило множество произведений военной тематики – возможно, сказалась магия «рокового» четырнадцатого года, а возможно, просто веяния в обществе такие… И премия была разделена поровну между авторами повести на украинскую тематику и романа о современной российской армии. Все награжденные произведения отличаются развитым «чувством корней», корневых связей писателя с той почвой, на которой он возрос, которой питался, – не это ли и есть «шестое» чувство, необходимое для творчества?

Вручалась премия в библиотеке имени А.П. Чехова, в салоне «Классики XXI века», в доме, где когда-то читал свои стихи Пушкин, а позже проживал Чехов. Помещение салона только что прошло реставрацию, – процесс, которому в какой-то степени подвергается сейчас вся отечественная культура.

Произведения победителей и финалистов конкурса будут опубликованы в журнале «Менестрель» и антологии русской литературы «Среди миров». Название ее тоже символично – оно не только напоминает об одном из самых известных стихотворений Анненского,  но и словно намекает на положение поэта – «междумирка» в современной литературе и обществе. И хочется верить, что в будущем «призраки» ложных поэтов и ложной поэзии не будут переходить дорогу настоящему творчеству.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Недопушкин (28.11.2014)
Просмотров: 444 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск