...Живая душа, человек страдающий -- вот главная святыня Анненского. Главная тема его творчества - утверждение духовной свободы за автором и читателем. Анненский и раньше не раз говорил: мой путь - прежде всего мой, другим его не навязывал, и на абсолютное знание, а тем паче на пророческое проповедничество нисколько не претендовал. "Тихие песни" начинаются эпиграфом: Из заветного фиала В эти песни пролита, Но - увы - не красота Только - мука идеала. и обращением к поэзии, которой автор хочет "молиться, ее не зная", "искать следов ее сандалий между заносами пустынь". А потом опять в 3-м мучительном сонете: Нет, им не суждены краса и просветленье, Я повторяю их на память, в полусне. Они -- минуты праздного томленья Перегоревшего на медленном огне. Но я люблю стихи -- и чувства нет святей: Так любит только мать и лишь больных детей. В "Посмертных стихах" он называет свой стих даже "ничьим": Видишь -- он уж тает, канув Из серебрянных лучей В зыби млечные туманов. Не тоскуй: он был ничей. А в "Моей тоске" мы читаем: Пусть травы сменятся над капищем волненья, И восковой в гробу забудется рука, Мне кажется, меж вас одно недоуменье Все будет жить мое, одна моя тоска. Это странная тоска, неведомая женщина, у которой "маленьких детей перевязали, сломали руки им и ослепили их", и вот она целый день качает пустые зыбки, с порочной улыбкою на устах и образком в углу. Что же это значит? Отрицание любви, извращение психики, культ несчастия и неудачи, как самоцели? О нет, читайте внимательнее. О, сила любящих и в муке так спокойна, У женской нежности завидно много сил. Да и при чем бы здесь недоуменья были -- Любовь ведь светлая, она -- кристалл, эфир... Любовь ведь светлая и сил много у нее. Пусть "моя тоска" безлюба, пусть ее мир "отравлен". Мой путь не для всех и вовсе он там не избранный какой-нибудь, а просто мой. Кому дано вместить иное, светлое (заметьте не "больше", не "меньше", а просто "иное") -- пусть вместит и будет счастлив, наверное и на самом деле. Об этом и в "Фамире" мы слышим. Нимфа-мать, одиночество, эгоистический культ музыки -- все эти силы погубили Фамиру, не извне погубили, а по судьбе, поэтому, что вот "такой" вот именно был. Он остался чужд Дионису, но и Аполлону не сумел послужить. Помните, что мэнады пели его матери: Боишься -- вуалем Закройся -- не станем: Мы слабых не жалим, Усталых не раним... Трагедия матери и сына в том, что они, слабые, возомнили себя сильными и изменили своим путям. А вот иные сильные идут и путь находят и правду творят. Что значу я один, что значим мы все для будущего, когда есть живой его росток -- дети. Вы за мною? я готов; Нагрешили -- так ответим, Нам -- острог, но им -- цветов... Солнца, люди, нашим детям! В детстве тоньше жизни нить, Дни короче в эту пору: Не спешите их бранить, Но балуйте... без зазору... Вот как говорит отходящий, вот к кому он обращается. Живите, любите, радуйтесь. И в статье "О современном лиризме" с какой любовью, с какою безграничной силой восчувствования старается Анненский понять до конца индивидуальность каждого из молодых поэтов и поэтесс! Как щедро их благословляет и как мягко журит за то, что ему кажется немножко опасным (напр., хоть все за то же обращение поэзии в ремесло "стиходелания"). Приятие мира -- вот последнее слово этого вечного отрицателя и бунтаря. Что же это значит? Примирился? Покорился? Или просто рисовался раньше? Или так -- да будет противоречие? Тайна в одном -- в признании за каждым личного пути при глубоком сомнении в общих нормах, сочетающемся с тоскою по ним и с верою в путь к ним -- живое вчувствование в реальное многообразие индивидуальностей. И тут свет луны опять сходится со светом солнца, как то бывает на радостной заре утра. И еще одно имя хочется вспомнить. Имя, начинающее русскую поэзию и вечно к себе возвращающее -- имя Пушкина. Ведь это он в "Вакхической песне" провозгласил мир между Дионисом и Аполлоном. Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь вакхальны припевы! Те припевы, что властно звучат в "Фамире". Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас! Да, да здравствуют, "любовь -- ведь светлая". А дальше что: разгул, надрыв? Так нет же! Да здравствуют Музы, да здравствует Разум! Ты, солнце святое, гори! Музам, Разуму, солнцу искусства и мудрости светлой эллинской служил Иннокентий Федорович Анненский. И не побоялся "опошленных" слов, слов духовного освобождения. Да здравствует солнце, да скроется тьма!
|